Применяемые здесь термины и обозначения см. в разделе «Немного квази-теории».
Видеофайлы аппликатур и примеры их применения в конкретных песнях см. ниже.
Скачать это «предисловие»: 7strings_pure_minor
Для меня игра на гитаре — это аккомпанемент к смысловЫм (т.е. не-плясовЫм) песням.
Когда я увидел, что для этой цели семиструнка лучше шестиструнки (с которой я начинал), я стал переходить на классическую, строго-мажорную, семиструнку.
Шестиструнка моя конструктивно была семистрункой с шестью струнами (тогда продавались только семиструнки).
Возвращая седьмую струну, я подумал: а почему, собственно, выводить на открытые струны именно первое обращение мажорного трезвучия?
Стал пробовать самые разные варианты, смотря, как преобразуются аппликатуры аккордов, оценивая преимущества и недостатки, что лично мне удобно и т.п.
Промежуточным финишем было решение иметь на первых трёх открытых струнах первое обращение минорного трезвучия, а 4-ю струну на октаву ниже 1-й.
В этом обращении мне очень нравится звук аккорда Zm2 с 2 на 3-й струне; здесь удобен Zm7 и др.; при этом неплохи возможности и по Z.
Во втором обращении Zm не очень удобен, труден Zm9, но хорош Zm6 с 6 на 4-й струне. Удобны Z, Z7+, Z9-, Z7, Z6 и Z69, легко берётся Z(m)4.
В третьем обращении Zm тоже не очень удобен, но неплохи варианты Zm6, ярок Zm7 и особенно Zm79 и др. Богаты Z, Z5+, Z6, Z7, Z79 и др.
Удобно берётся dim, удобен переход на него с соответствующего Zm6 второго обращения.
Что лучше иметь 6-ю струну на октаву ниже 3-й, а 7-ю — на октаву ниже 4-й, это выяснилось быстро.
Оставался вопрос с 5-й струной; в итоге я стал настраивать её тоже на октаву ниже 2-й:
* это даёт сочную большую терцию на открытых 4-й и 5-й струнах в аккорде B (если на открытых — Gm);
* при этом 5-я струна отлично ложится в мажорные аккорды второго и третьего обращений
* удобны басы второго обращения Z
* удобно берётся увеличенный аккорд, ярко звучит на пяти струнах, с 1-й по 5-ю.
* в Cm открытая 5-я струна даёт красивую 7-ку в басах
* удобно берётся красивый аккорд Z79- третьего обращения (и на мажорке, и на шестёрке такой взять в общем случае невозможно)
* очень удобен и красив переход с третьего обращения Z79 во второе обращение соответствующего мажорного-69.
Итак, получилось то, что я называю «строго-минорной семистрункой»:
* на первых трёх струнах первое обращение минорного трезвучия
* то же самое, но на октаву ниже, на 4-й, 5-й и 6-й струнах
* 7-я струна на октаву ниже 4-й.
В «минорных» гармониях мне удобно начинать с аккордов Bm, Cm, Dm, Gm, реже — с Am, Em, Hm и др.
В «мажорных» — с B, D#, F, G, реже — с C, D и др.
Вообще говоря, на открытых струнах не обязательно должен быть именно Gm.
Если это будет, напр., G#m, то с точки зрения поющего и аккомпанирующего, почти ничего и не изменится.
Главное, что двигаясь от 1-й струны к 7-й, проходим: большую терцию, малую терцию, кварту, большую терцию, малую терцию, кварту.
Но я придерживаюсь Gm на открытых струнах.
К слову, по аналогии со строго-мажорной семистрункой, можно было бы подумать о таком ансамбле: прима-гитара, терц-гитара и кварт-гитара, но строго-минорные.
Также интересен был бы такой ансамбль: строго-мажорная и строго-минорная семиструнки — они бы дополняли друг друга.
Первое обращение трезвучий.
Скачать: Первое_обращение_трезвучий
Второе обращение трезвучий.
Скачать: Второе_обращение_трезвучий
Третье обращение трезвучий.
Скачать: Третье_обращение_трезвучий
Увеличенный и уменьшенный аккорды.
Скачать: aug_dim
Что мне нравится в строго-минорном настрое.
Скачать: pure-minor
Примеры применения аппликатур:
Стихи и мелодия: Юлий Ким
Скачать этот mpg-file: Ким.Объехать_Землю_и_пройти
Стихи и мелодия: Юрий Визбор
Скачать этот mpg-file: Визбор.Здравствуй_здравствуй_я_вернулся
Стихи и мелодия: Ада Якушева
Скачать этот mpg-file: Якушева.Мой_друг_рисует_горы
я только начинаю этот путь, понравился ваш материал, особенно конструкция аккордов, которые мне кажется отработать будет легче, чем в мажорном строе.
Анатолий, я очень рад, что Вам понравилось. Долго не отвечал по личным обстоятельствам. Буду рад помочь.
Привет!
Классные макросы))
Так же субъективно, чем вам ближе строгий минор по сравнению с «до на 5-ой» у Никитина? Вообще думаю, что строй предопределит характер звучания и тягу к определенным тональностям. Среди «русских» строев на виду, как минимум, розенбаумовский openG, классический мажорный, минорный с которым у вас дружба, и «никитинский» минор (хотя, известно, он не его авторский). К каким тональностям никитинский минор больше тянется? В чем его фишка? (Я настроил никитинский, и переписал ваш макрос под него. Поковыряю. Повторюсь, отличный подход) Спасибо!
Привет, Алексей!
Извиняюсь за долгое молчание — почему-то система не известила о появлении нового отзыва.
Очень рад, что Вам понравилось!
Почему именно строго-минорная семиструнка, т.е. открытая пятая струна — B?
Это, конечно, в значительной мере дело вкуса, но на строго-минорной семиструнке:
* в общем случае хороши мажорные аккорды третьего обращения. Именно такой настрой позволяет удобно иметь тонику на 5-й струне, в никитинском настрое это не так удобно
* в общем случае хороши мажорные аккорды второго обращения. Именно такой настрой позволяет удобно иметь доминанту на 5-й струне, в никитинском настрое это не так удобно
* очень удобный и красивый переход мажорного 79 третьего обращения в соответствующий мажорный 69 второго обращения, в никитинском настрое на пяти струнах в общем случае это просто невозможно
* есть сочная большая терция на открытых 4-й и 5-й струнах в аккорде B, в никитинском настрое этого нет
* аккорды B имеют много красивых форм.
Посмотрите, пож-та, видео «Что мне нравится в строго-минорном настрое» на этой странице.
В минорных АП я люблю тональности Bm, Cm, Dm, Gm, реже использую Am, Em, Hm и др.
В мажорных — B, D#, F, G, реже C, D и др.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, каковы преимущества и недостатки в сравнении со строго мажорным строем?
Здравствуйте, Евгений!
По-моему, это в значительной мере дело вкуса.
Лично мне больше нравится строго минорный.
На этой странице в тексте и видео я постарался показать, что именно мне нравится (для каждого обращения).
Формальный же подход, по-моему, можно сформулировать так.
Если считать большое баррэ легко и удобно берущимся аккордом, то легче добавить пальцы на 1-2-3 лада «выше» барре, чем наоборот.
На строгой минорке баррэ даёт первое обращение минорного трезвучия, например, баррэ на 5-м ладу даёт Cm на всех семи струнах.
Чтобы получить C на всех семи струнах, достаточно дожать 2-ю и 5-ю струны на 6-м ладу.
На строгой мажорке баррэ даёт первое обращение мажорного трезвучия, а чтобы перейти к минорному, надо 2-ю струну прижать на лад «ниже».
Такую конфигурацию называют «малая звёздочка», при этом можно, обхватив гриф, прижать большим пальцем, где надо, 7-ю и 6-ю струны, а уж 5-ю практически никак.
Но, например, во втором обращении аккорд Zm9 (9-ка на первой струне) на мажорке берётся легко по всему грифу, а на минорке — только на высоких ладах, и то трудно.
А с Z9 (9-ка на первой струне) ситуация обратная.
Свои преимущества и недостатки есть у каждого настроя.
Поэтому, по-моему, и был бы интересен ансамбль «строгая минорка и строгая мажорка».
Алексей.